PALADIN CLUB:
путеводитель

босния и герцеговина

самые красивые и известные мосты страны

16 июля 2024


Мосты – отдельное культурное и историческое достояние Боснии. О наиболее ярких, известных и значимых из них – в этой небольшой заметке.


Геотеги, традиционно, в названиях объектов.

Мост, как и ряд других в Боснии, построен по приказу великого визиря Соколлу Мехмеда-паши. Построен на пути, соединявшем Дубровник и Херцег-Нови с дорогой на Константинополь.

И если – исходя из заметок путешественников – год завершения его строительства можно установить относительно точно (1572-74 гг.), то о происхождении одного из его названий (мост Арсланагича) сохранились лишь легенды. Мол, это была фамилия одного из беев, который уже по готовности моста брал на нём «мостарину» – пошлину за проезд по мосту.
Этот мост был также построен при султане Сулеймане Великолепном, однако зодчим выступил Мимар Хайреддин (а не Мимар Синан или его ученики, как в случае с другими мостами эпохи Сулеймана) и нет никаких указаний на то, что поводом для строительства послужил приказ великого визиря Соколлу Мехмеда-паши. Более того, годы его строительства (1557-66) указывают на то, что он и не мог отдать такой приказ, поскольку вступил на должность великого визиря всего за год до окончания строительства моста.

Два интересных факта:

мост является репликой первоначального, поскольку в 1993 году во время войны в Боснии оригинальный мост был разрушен

в 1920-е годы под мостом пролетел на самолёте русский эмигрант, полковник Королевских ВВС Югославии, Л. И. Байдак.

Сегодня знаменит тем, что является объектом ЮНЕСКО и местом, где местные прыгают в реку прямо с моста.
Даже из названия, закрепившегося за мостом, явственно следует, что сооружён он по приказу Соколлу Мехмеда-паши. Проектировал его как раз Мимар Синан, строительство было завершено в 1577 году.

Писал про него неоднократно (в частности, в Телеграм-канале), поэтому повторюсь только, что во многом своей популярностью он во многом обязан воспевшему его в своём романе Иво Андричу.
Один из самых старых мостов не только в Сараево, но и в Боснии в целом: первое упоминание о наличии деревянного моста в этом месте относится к 1541 году, а уже в 1565 году о нём говорится как о каменном мосте.

В последующие годы неоднократно реконструировался – как ввиду природных катаклизмов, повреждавших его, так и в силу социальных процессов – роста интенсивности движения через него к началу XX века.

Но прославился мост в первую очередь «благодаря» тому, что возле северного его конца в 1914 году Гаврилой Принципом был убит эрцгерцог Фердинанд. Поэтому во времена Югославии мост был назван в честь Принципа и лишь в 1992 году получил современное название.

Ещё больше интересных культурных и исторических достопримечательностей Боснии и Герцеговины можно воочию увидеть в наших турах по этой замечательной стране!