PALADIN CLUB:
путеводитель

Иордания

по следам Лоуренса Аравийского

18 июля 2024


«Мечтают все: но не одинаково. Те, кто по ночам грезит на пыльных чердаках своего ума, просыпаются днем и обнаруживают, что все это было тщетой; но те, кто мечтает днем, опасные люди, ибо они могут проживать свою мечту с открытыми глазами, воплощая её»

(подзаголовок фильма «Опасный человек: Лоуренс после Аравии»)


«Вы спрашиваете, почему я люблю пустыню?... Я люблю пустыню за её чистоту!»

(фильм «Лоуренс Аравийский»)


«Мы годами жили как придется, один на один с голой пустыней, под глубоко равнодушным к людским судьбам небосводом. Днем нас прожигало до костей пылающее солнце, соревновавшееся с сухим, раскаленным, пронизывающим ветром. Ночами мы дрожали от холодной росы, остро переживая свою ничтожность, ибо на мысли о ней не мог не наводить бесконечно глубокий, почти черный купол неба с мириадами мерцающих, словно объятых каждая собственным безмолвием, звезд. Мы – это занятая самою собой, словно всеми позабытая армия, без парадов и муштры, жертвенно преданная идее свободы, этого второго символа веры человека, всепоглощающей цели, вобравшей в себя все наши силы. Свободы – и надежды, в чьем божественном сиянии меркли, стирались прежние, казавшиеся такими высокими, а на деле порожденные одним лишь честолюбием стремления».

(Т. Э. Лоуренс, книга «Семь столпов мудрости»)


В этой статье – о человеке удивительных способностей, сыгравший значительную личную роль в появлении на карте мира Трансиордании, впоследствии ставшей просто Иорданией. И о точках на карте этой страны, которые связаны с ним и его деятельностью, которые мы посещаем в турах по Иордании.


Геотеги достопримечательностей, традиционно, в их названиях.

Лоуренс Аравийский
Фото: Википедия

Более глубоко о жизненном пути Томаса Эдварда Лоуренса, получившего от арабов прозвище «Лоуренс Аравийский», много информации в сети и с ней при желании можно ознакомиться дополнительно.

Но при всём богатстве и наполненности своей жизни и биографии, поражает даже просто перечень видов деятельности, которыми он занимался (по материалам Википедии): «антрополог, археолог, автобиограф, писатель, офицер, сценарист, переводчик, кастеллологист (специалист по замкам и крепостям), разведчик, дипломат, лётчик, военнослужащий, участник кругосветных путешествий».

Интересно также и то, что, по всей видимости, полковник Лоуренс имел гомосексуальные и мазохистские наклонности, о чём немало недвусмысленных описаний в его же книге «Семь столпов мудрости». И если его гомосексуальность биографами всё же оспаривается (они больше склоняются к тому, что он был асексуалом), то мазохизм считается общепризнанным.

Итак, какие же места собственно в Иордании так или иначе связаны с Лоуренсом Аравийским и его деятельностью?
Диспозиция к моменту похода Лоуренса Аравийского во главе войск Фейсала ибн Хусейна (будущий король Ирака и Сирии, который непосредственно в этой операции личного участия не принимал, а выделил только войска) и присоединившегося к ним Ауды ибу Тайи (вождь северо-арабского бедуинского племени ховейтат, проживавшего в районе границы между пустыней Вади-Рам в современной Иордании и пустыней Большой Нефуд в современной Саудовской Аравии) была следующей:

– Акаба оставалась последним портом на Красном море, который контролировали турки

– при этом она представляла из себя удобный плацдарм для атак на Суэцкий канал (которые турки и предпринимали) и являлась нависающей угрозой для правого фланга английских войск, действовавших в Палестине

– в то же время Акаба и её аванпост Абу-эль-Лиссаль (примерно на полпути между Мааном и Акабой) позволяла туркам контролировать Хиджазскую железную дорогу, идущую в Медину, в которой находился крупный турецкий гарнизон.

Таким образом, захват Акабы решал бы сразу несколько задач: обезопашивал британские войска в Палестине, перерезал важную транспортную артерию, по которой осуществлялось снабжение турецких войск и, наконец, лишал турок последнего порта на Красном море.

Выступив в начале мая 1917, арабские войска прошли по северной границе пустыни Большой Нефуд и южной части пустыни Вади-Рам, и к началу июля оказались в районе упомянутого укрепления Абу-эль-Лиссаль, которое было взято (а затем повторно отбито) у турок.

Это открыло дорогу на Акабу. Упорное сопротивление турки оказали лишь на подступах к крепости. Но численное превосходство и жестокость арабов в бою (было убито около 300 турок, в то время как потери арабов составили всего 2 человека), а также помощь британского флота, заставила гарнизон самого форта сдаться без боя.

Лоуренс лично отправился сперва на Суэцкий канал, где по телефону доложил о взятии Акабы генералу Алленби (командующему английским Экспедиционным корпусом в Египте), а затем встретился с ним уже в Каире. Там ему и его арабским войскам была оказана поддержка: выделены оружие, боеприпасы, деньги и даже несколько военных кораблей. И хотя туркам, в конечном счёте, всего через месяц удалось отбить укрепление Абу-эль-Лиссаль, о возврате Акабы они уже не помышляли.
Вообще, так называется упоминаемая в Библии последняя битва добра и зла. Но так в английской историографии названа и битва в долине Мегиддо, которая происходила в октябре 1918 года.

Итак, обезопасив свой правый фланг, англичане стали готовиться к генеральному наступлению на турок в Палестине. Оно началось в сентябре 1918 года (то есть, более чем через год после взятия Акабы!).

Сам Лоуренс в битве участия не принимал, ибо в это время у него была другая задача (об этом ниже), но в книге «Семь столпов мудрости» он живо интересуется именно правым фасом (флангом) этой битвы, которая известна как «Битва за Ас-Сальт». Ас-Сальт – это город и крепость, находящаяся в современной Иордании – по сути аванпост на подступах к Амману (который и был взят войсками Антанты в ходе этой операции). Сегодня там можно найти памятник туркам, павшим в этой битве и турецкое же мемориальное военное кладбище.

Также результатом битвы в целом стало взятие Иерусалима и подписание Османской империей соглашения о прекращении огня.
      Сам же Лоуренс в это время занимался в прямом и переносном смысле подрывной деятельностью: отправился из Акабы в Аль-Азрак (на востоке современной Иордании), по пути традиционно подрывая пути Хиджазской железной дороги и поднимая арабские восстания в арабских регионах, контролируемых турками. Так, всё в том же сентябре 1918 года, когда британские войска наступали на Хайфу, Иерусалим и Амман, арабы подняли восстание в сирийском городе Даръа (на крайнем юге Сирии, на границе с Иорданией). Туда турки также были вынуждены оттянуть часть войск.

      Лоуренс же, отойдя на восток, в Аль-Азрак, стал использовать его как базу и готовиться к походу непосредственно на Дамаск. Который и был захвачен арабами к началу ноября 1918 года. Так что войска Антанты входили уже в город, захваченный арабами.

      То, что сами арабы никаких особых плодов от своих трудов не поимели (во время Парижской конференции мандаты на управление Сирией и Трансиорданией были отданы Франции и Великобритании) – это уже другая история. Но и в ней принял участие Лоуренс, пытаясь отстаивать интересы арабов. Это нашло отражение в другом фильме про него: «Опасный человек: Лоуренс после Аравии».

      Ещё больше интересных культурных и исторических достопримечательностей Иордании посещаем в наших турах по этой замечательной стране! Присоединяйтесь!